УДСКИЕ ХРОНИКИ
(из серии "Дальневосточное ожерелье")

Дан человеку редкий дар:
Все впечатления скитаний
Переработать как нектар
В янтарный мед воспоминаний

Б.Королев.
 

 

Мне в жизни повезло. Повезло потому, что живу я на Дальнем Востоке и имею возможность путешествовать по нему со своими верными друзьями. Мои друзья – мое самое большое богатство, в них сила моя. Объединенные одной страстью к путешествиям, мы каждый год стремимся забраться подальше от обжитых районов, в самую что ни на есть глухомань, где редко ступает нога человека. 


В этом году июнь месяц было решено провести на одной далекой таежной речке, сплавляясь по ней на моторных лодках. Но неожиданный поворот событий вмешался в размеренный цикл моих планов. Поступило предложение побывать на Шевли, а когда мне озвучили стоимость поездки я не колеблясь ни минуты решил : «Едем!». Вся наша команда была переориентирована на эту знаменитую речку. Известна она по отчетам Сереги Митягина, который со своей командой ездит на эту речку за тайменем до сих пор.


Вопреки реклам и шумихи разных местных туроператоров, самыми тайменевыми реками Хабаровского края все таки являются две замечательные речки – Уда и Тугур. Шевли как раз один из немногочисленных крупных притоков Уды. Там есть неплохие шансы поймать трофея, но самые большие трофеи все таки до сих пор ловят в Уде, на участке от Галама до с.Удское. В Чумикане я собственными глазами видел прошлогоднее фото пойманного тайменя, длиной много выше человеческого роста, и по самым скромным подсчетам весившего под 70кг. Его взяли в ставную сеть с 70мм ячеи. По рассказам взявшего этот трофей человека, рыба была очень старая, а желудок был совершенно пуст. Было впечатление, что рыба пришла умирать, хотя кто знает как было на самом деле.


Итак решено, едем на Шевли. Сборная команда Приморского и Хабаровского края должна была состоять из 8 человек, по четыре от каждого края, но в последний момент Серега (в клубе ЛЕФУ - Кадет34) слег в больницу с аппендицитом и еще один участник из-за этого отказался от поездки. Я разместил на нашем форуме предложение поехать, но желающих так и не нашлось, видимо потому, что поговорить мы все любим и можем, а до дела не у всех доходит. В итоге едем шестером, с Хабаровска четверо : Я, Димон (Рыбак Приамурья), Жеко (Jay), Женя Эстрин; с Владивостока двое – Миша и Саша. В организации поездки нам помогал Егор Медведев с Благовещенска. Мы предварительно отправили ему часть снаряжения по железной дороге, а также он помог закупить продукты по списку нами сформированному, за что ему огромное спасибо. Это существенно экономило наше время. 


За пару дней до выезда Игорь Ольховский сообщает что на Уде и Шевли крайне низкий уровень воды, причем такого уровня не было уже как 40 лет. Это круто меняет планы ибо о подъеме группы на батах (так планировался выход с маршрута) до точки где бы нас ожидал вездеход становится невозможным. Поездка встала под угрозу срыва, и хотя под рукой у меня всегда есть пара других не менее достойных рек, все же Шевли как то приоритетнее. Решили рискнуть и существенно увеличить водную часть маршрута, пройдя по Уде до п.Чумикан и от туда вылететь в Хабаровск. Звонок в авиакомпанию Восток, дал понять, что теоретически билеты можно забронировать только из п.Чумикан (тоисть быть там в момент бронирования или иметь своего представителя) за 15 дней до вылета, но когда я позвонил туда за 16 дней до предполагаемого вылета мне сказали что билетов уже нет.

 

Иными словами спланировать вылет из Чумикана с грузом нереально. Реально если ваш папа или тесть – директор авиакомпании Восток. И о чудо ! У нас в команде есть такие люди ! Уже на следующий день мы выкупаем 6 билетов на рейс 26.06. из Чумикана в Хабаровск. А также на вывоз 250кг груза (тогда как максимально возможный вес составляет 10 кг (в исключительных случаях 20кг) на человека)

Судорожные сборы, оставленные на последние полдня. Спонтанный "звонок другу" (Александр Павлович - помощь трудно переоценить) в плане решить вопрос с билетами из Чумикана - оказывается их заказать очень непросто.

 

Самое ценное - спальник (куплен заранее) и болотники которые провайдил Джей были уже дома, за остальное голова почему то совсем не болела. Быстрое облачение в наряд участника сплава, закидывание последних необходимостей в гермомешочег, прыжок в цывег и мы уже на вокзале.

И вот 11.06 в поезде №207 хабаровская команда встретилась с владивостокской. Это дело крепко отметили. А как же без этого, точку начала путешествия необходимо четко зафиксировать, дабы не истерлась она в веренице событий.

МосК, как обычно, сразу забыл про работу. Первый, из бесчисленных, перенос шмурдяка до поезда, прощание с близкими и мы уже в поезде. Билеты были сказочно удачно куплены в одном месте вагона - познакомившаяся компания принялась весело убирать появившийся на сцене самогон, качеством не уступавший виски "сантори". Из забавного - ситуация с заездом в тоннель, в котором товарищ, желавший пошутить и потрогать за сиськи кого то из нас в тамбуре по факту темноты исполнил этот трюк с девушкой, которую он не заметил в силу темноты. Курим, ржом.

В 3-30 ночи поезд прибыл в Белогорск, где мы пересели на ожидающий нас микроавтобус, который помчал нас по пыльной грунтовке в точку где ждал нас вездеход

Поезд до Белогорска приезжал совсем рано утром. Спросоня исполнив второй раз из бесчисленных разов переноса шмурдяка до ждавшего нас микроавтобуса, начинаем упаковываться. Первое сомнение в плане спланированности - предполагалось поездка 8 человек, из которых 2 откололись по болезням. По факту - 6 человек с вещами еле уместились в предоставленный транспорт и ехали местами совсем не комфортно. Куда добавлять 2 человек сверху со своим скарбом мне лично было непонятно. Потянулся немного унылый пейзаж дикодеревнского толка.

Дорога была утомительна. Груженая под завязку машина ехала медленно. Существенно уменьшали среднюю скорость проколы и порезы колес. За все дорогу было пробито 4 колеса, которые восстанавливались на ближайших шиномонтажках. 

Одно из пробитых колес заделывали на заправке, неизветсно где, на пути в город с названием Февральск. Там купили какой то скарб и чайник, из которого напиток разливался во время обеда в какой то местной харчевне – видимо там законами «приносить и распивать» не запрещается. Барменша Мариночка оставила у всех благостное впечатление. 
Переправились через речку Селемджа, на переправе - Джея, одетого в майку "Золотой рейд" приняли за золотомойщика - сработало слово "золотой". 

Переправа через Селемжу.
Чем выше на Север, тем больше ключей покрытых наледями, которые в июне месяце еще не раста...ка..

И вот проведя около 18 часов в дороге мы прибыли в промежуточную точку нашего путешествия, заброшенный прииск. Тут мы остановились на ночлег, на берегу речки изуродованной драгой. Природа уже начала восстанавливаться, стирая раны цивилизации и раскрашивая унылый лунный ландшафт деревьями и кустарниками.

 

Первый вечер в глуши ознаменовался чайником, пением и отколом водителя Станислава среди ночи до деревни Коволдо в надежде "посетить Галю". Станислав заставил многих поволноваться, не вернувшись к назначенному сроку и, когда народ нервно точил ножи все же вернулся, с порога грамотно убрав, все вопросы относительно "где же ты был" короткой фразой про будильник  Вопросов больше не последовало. Вообще, Станислав расположил к себе стоическим спокойствием, с которым он менял многочисленные пробитые колеса и сидел за рулем все время, как робот.

 

Утром следующего дня мы осушествили еще один бросок до точки где нас ожидал вездеход ГТТ. Эта удивительная техника воистину венец проходимости ! Реальный проходимец. Ему не нужны дороги, он буквально едет по направлениям, подминая под себя деревья 30-40см в диаметре. Колесная техника нервно курит в сторонке рядом с этим красавцем.

Доехав до места где стоял ГТТ, сразу стало видно живое воплощение того, что у Стругацких называлось "ядерным танком". Пугающая техника представляла собой "вездеход" - мне как показалось с низом от танка и наваренной сверху стальной комнаткой, к которой чьи то заботливые руки приварили спинки от кроватей и жордочи для седоков на самой крыше. За спинами седоков имел место титанических размеров глушитель с выхлопной трубой. Сердцем ацки затюненой машины был двигатель от КРАЗа.

 

Залезши на крышу монстра, подержавшись за приваренные трубки от кроватей первый вопрос к сидящему рядом Джею был : "А сколько предполагается в таком положении ехать?!" Тут следует упомянуть о существующем суеверии местных относительно прогнозов о сроках передвижения по тайге из пункта А в пункт Б. Говорится обычно "часа четыре" - с интервалом в те же самые 4 часа. 

Как стало понятно - нельзя называть никаких сроков - иначе могучая тайга может жестоко подколоть и сроки сдвинуться на неопреденное время.

 

Подобрав местных, прощавшихся очень просто - "Колян пока - осенью увидимся", поехали по грунтовке. Пока сносно, отмахиваясь от желавших дать по башке веток деревьев - вездеход с нами "на броне" имел высоты не менее 4 метров, как мне показалось. Совсем скоро люк со стороны водителя откинулся с клубами дыма и белого порошка огнетушителя - вроде как загорелись чьи то штаны, лежавшие в опасной близости от проходивших коммуникаций двигателя, раскалявшихся 
заведомо сильнее чем 451 градус по Фаренгейту. Потушили - поехали дальше. Затюненная машина, как выяснилось хоть и имела многосильный двигатель от КРАЗа, но не имела комплектного ему радиатора - периодически закипая, танк останавливался и исторгал из ржавой трубы вверх гейзер вскипавшей воды. Заливалась вода из доступных источников и танк двигался дальше.

Первая основательная остановка была сделана на перевале, на границе Хабаровского края и Амурской области. Раньше в этом месте был столб с указателем. Сейчас остался только столб. Тут находится самый настоящий телепорт, ибо сделав шаг влево от столба вы автоматически сдвигаетесь во времени на 1 час назад относительно времени Хабаровска.

 

На перевале была сделана остановка, вспомнены рассказы о каких то схожих туристах, немцах и т.п. Выпивали/заедали, фотографировались-знакомились с местными.

Одним из людей что загрузились вместе с нами в вездеход, был Павел Цимбало, известный как «хозяин Шевли». Почему его зовут «хозяином», мне стало ясно только когда мы летели обратно в Хабаровск и мне начальник Тугуро-Чумиканского отделения Амуррыбвода, поведал рассказ об этом пресонаже. А пока мы фотографировались на память.

Спуск с перевала был далеко не скучным, ибо я сидел на броне и поначалу единственной моей мыслью было как бы не свалится с нее. Спустившись с перевала, танк полетел по лесу.

 

В скором, лес кончился и потянулись лунные пейзажи, оставленные за собой старателями - отвалы камней разных фракций, цветущие водоемы, брошенные агрегаты и прочие атрибуты загубленной природы. 
"Поедем по дороге - но она скоро кончится" - фраза управлявшего ядерным танком Юры в скорости стала реальностью - танк просто свернул в тайгу, в которой угадывались прошлые следы. Судя по тому, что деревья, валимые вездеходом порой были уже довольно толстыми - давно там никто особо не ездил. Снова пришлось отмахиваться руками и ногами от веток.

 

ГГТшка на 3-й скорости бодро летела по мари. Порой при штурме болот мне казалось «Ну щас точно сядем», но танк легко форсировал болота, оставляя за собой глубокий шрам следа в нетронутой почве мари. Иногда перед особо топкими местами вездеход тормозили, чтобы заснять на видео как машина с брызгами грязной болотной чачи влетает в водоем и с достоинством из него вылетает. Скажу что кадры получились просто шикарными. Все это войдет в очередной фильм о нашем походе, который я настоятельно рекомендую смотреть.

 

Следующий привал на какой то речке, в тени, стал избавлением от жарищи и хорошим передыхом от трясучки на насесте сверху танка. Речка снабдила водой для радиатора и чая, а так же стала ванной в плане "остудить члены". Кружки/канистра/ножики/тушенка/истории - едем дальше.

"Еще часа четыре"... Скоро поехали по мари, по мне совершенно дикого толка, впрочем, местами следы гусениц все же имелись - или по ним или по памяти водитель выбирал направление валки деревцев. Поехали, разрушая болотные экосистемы и заливая в радиатор воду из болота - на половину из болотных отложений. На работоспособность танка это, видимо, не влияло.

 
Танк порой зарывался по самые гусеницы, но видимых сложностей с прохождением каких то особо ужасных участков не испытывал, останавливаясь, как мне показалось, чтобы сбросить трудящихся занимавшихся съемкой особо понтовых кадров "какмыкрутовсепроходим" на фото и видео. Пару раз все же черпанули так что в кабине народ взбодрило водичкой.


Следующая остановка принесла уже реальное облегчение неимоверно взопревшей заднице - возможно это уже был Угохан - в том месте речка шириной метров 10-15. Те, кому не терпелось расчехлить свои "гарилумисы" сделали по забросу, один из которых кончился блесной на елке.

 

Джей отправился с пилой на другую сторону речки - подойдя к стволу, выяснил, что бенза в пиле нет и с проклятьями вернулся, чтобы исправить эту оплошность. Недолго поморозив себе ноги (вода была бодрящей) снасть извлекли и тронулись дальше. Неутомимый Саша кидал поодаль.

Запилить пилойлистенницы суровые сибирские парни могут даже, если в пиле нет бензина. Наст...овы.
Угохан.
Ночевать решили в этом живописном месте.jpg

Спрыгнув "с брони" в первый раз с откола из города с каким то нечеловеческим наслаждением вонзили в себя по банке пива - не сговариваясь с Алексеем по детски порадовавшись схожим ощущениям. Задница к тому времени совсем офигела от насеста и привал просто стал избавлением от ее разрушения. Костер/котлы/варево/палатки/удочки. Начало трудовых будней для закидывавших в речку спининги. Я как человек не заинтересованный имел шанс наблюдать за всеми сразу. Неутомимый Саша начал тягать ленков или кого то еще, снабдив народ на этот вечер ухой и варварским явством в виде сырого рыбьего мяса с соусом "киккоман" замешанного с васаби. Думаю гельминты тоже радовались новизне вкуса, барахтаясь в этой смеси. Не ел. 

Цимбало выставил на стол свежую лосиную почку, которая настолько вкусна, что под водочку просто отменная закусь. Первую 10 литровку водки приговорили в этот вечер

Начались диалоги с местными на тему "какначоловить" - последние с явным юмором воспринимали все сверкающие дорогостоящие приспособления, с издевкой говоря что "мы обычно на палку наматываем леску а к ней привязываем ложку с 2 дырками, а на ваши чудеса ничо клевать не будет!". Даже забивались что все же "будет" - но первый вызов бы проигран  - удочки сложили и допоздна сидели за столом, исполняя песни.


Утром погрузились на танк и поехали дальше, уничтожая экосистемы реки вниз по течению. Удивлялся каким то маталлическим частям, которые можно было порой встретить совсем не ожижая их там увидеть. Доехали до места, где у местных была припаркована в лесу супердлинная стальная лодка длинной метро 11 - танк высадил нас на берег и поехал в лес вызволять лодку. "Взревывая в чаще" (С) Стругацкие, танк скоро вытянул ржавую селедку стальной оморчки, которую спустили в скорости на воду. По ходу спуска на воду чото соскочило в гусенечном механизме и танку был дан ацкий шиномонтаж с распусканием гусеницы.


Это было последним свиданием с танком - мы надули 2 свои лодки, вскипятили чаю и отчалили в плавание. Сразу пришлось вспоминать навыки гребли - первый и единственный раз полученные на сплаве с Бетменом и Джеем по Урми. Тайменей память на этом этапе не сохранила и, если честно, мне не верилось что в этой воде, цвета завариваемого нами "майского чая" может водится что то пристойное. 

Спиннинги даже не расчехляли, рыбы не видно, все таки очень мелко. Часам к 16-ти выходим на Шевли, тут речка намного многоводнее, и быстрее. Наконец таки мы на Шевли.

Первый раз кричали "ура" на месте слияния с Шевли - скалистый берег с одной стороны и каменистый берег с другой - первая остановка на примечательном месте. Выпивали. Неутомимый Саша (С) начал свою практику убегать от наливаемых стопок подальше - забрасывал и забрасывал спиннинг за пределами нашей видимости. 


Видимо с этого момента ночевки перестали оставаться в памяти как "первая", "вторая" и т.п. Шла притирка экипажа первого рафта  в котором было четверо человек, каждый из которых или "уже нагребся", или не умеет, или имеет свое мнение  Впрочем, ругаться в таких ситуациях никто не собирался и команда продолжала движение, только изредка и кратковременно разбираясь кому "табанить" кому "загребать" - сейчас даже забавно  

Вскоре мы нагнали наших спутников, которые раньше нас ушли вниз на железной лодке под 30сильной Ямахой. Они остановились на ночлег в устье ключа Большой Артек, и уже успели наловить на уху, которая манила своим ароматом. Несмотря на то, что мы старательно прочесывали все плесы и ямки – поймать что-нибудь существенное нам пока не удавалось. Табориться решили вместе, там же, дабы похлебать свежесвареной ухи. 


В нескольких метрах ниже был небольшой заломчик с заводью, первый и единственный мой заброс нахлыстовой мухи(проверенной хорскими хариусами) под него принес хариуса сантиметров на 45. К слову – больше подобных хариусов мы не ловили.


На следующий день, рано утром мы сели в лодки и поехали вниз по реке. Стало попадаться больше перспективных ямок и сливов с перекатов, но рыба упорно отказывалась ловиться. Как будто ее там уже успели выбрать до нас. 

Стали приближаться к «воротам Шевли» - для начала это был перекат большой и сложный, относительно виденного ранее и далее гряда живописных камней/скал которые надо было проплыть. Перекат мы форсировали с Джеем, отправив остальных гребцоф снимать понтовые кадры нашего прохождения. Отдельные симпы Михаилу - нашему неутомимому оператору, благодаря которому вся крутость действа, зачастую в ущерб его собственному присутствию останется в истории.

По рассказам Цимбало, глубина в районе «ворот» достигает 20 метров. Тут вода течет крайне медленно, словно замирая, успокаиваясь. Проходя ворота ты пребываешь в ожидании чего-то сказочного. Вот мелькнет спина громадного тайменя, или сам апостол Андрей мирно пройдет перед твоей лодкой. И только ставные сетки, поставленные по краям ворот, возвращают в реальность этого мира.

 

Ворота" были ожидаемым "майлстоуном" - на них по рассказам местных жил ужасного вида легендарный абориген, называемый ими «Шенгером», немедленно нареченный нами "вратарем" или "голкипером" - на "воротах" стоит все же. Вылезли на берег, снова встретившись с местными. Шенгер собой не испугал - местные явно перестарались с описанием ужасов его личности - запомнился профиль Ленина на левой груди, драная олимпийка, некормленные собаки.

Я заменил на второй лодке ненадолго вышедшего из строя Алексея и мы тронулись дальше. В компании с Дмитрием плылось замечательно-пофигистически. Мой психический задел в плане гребли и держания носа лодки строго по курсу был им быстро остановлен и факт свободного вращения лодки, просто идущей по течению был мной оценен сполна. Медленно поворачивающая лодка давала шанс посмотреть все, что происходило вокруг - и спереди и сзади, сурово экономила мои силы и просто добавляла удовольствия от процесса. "Токийский дрифт" на первом рафте стал немного отходить в прошлое.

 

 

Я заменил на второй лодке ненадолго вышедшего из строя Алексея и мы тронулись дальше. В компании с Дмитрием плылось замечательно-пофигистически. Мой психический задел в плане гребли и держания носа лодки строго по курсу был им быстро остановлен и факт свободного вращения лодки, просто идущей по течению был мной оценен сполна.

 

Медленно поворачивающая лодка давала шанс посмотреть все, что происходило вокруг - и спереди и сзади, сурово экономила мои силы и просто добавляла удовольствия от процесса. "Токийский дрифт" на первом рафте стал немного отходить в прошлое.

Первый таймешка.

Чем то траванувшись я до конца дня выпал из увлекательных событий, которые происходили с моими друзьями. Был накормлем активированным углем и уложен на носу лодки. Практически в полудреме провел там до сумерек, сквозь забытье слыша всплески и удары бьющейся об пол лодки рыб, которую ловил Димон. Попадались пока только ленки на БлюФокс №4. К вечеру мне стало чуть получше, к тому же пришло время таборится и вот мы с Димоном решили остановится на неплохой ямке. Перед ней был небольшой перекат, а далее классическая ямка. Не такая глубокая – метра 4, но тем не менее. Пацаны уже появились в пределах видимости, но были еще метрах в четырехстах. 


Прицепив тандем из БлюФоксов №3 и №5, на первом же забросе вытянул тайменя под 7кг. Небольшого но приятного. Передаю по рации : «Жеко ! Есть первый таймень !». «Погоди, не отпускай, щас подъедем». Я держал тайменя в воде, когда подъехали пацаны. Короткая фотосессиия и рыба уходит в свою стихию. Ямку тщательно обкидали всем что было, в надежде взять еще что-нибудь, но увы.

 

Тому кто поймает первого тайменя Михаил грозился выставить коньяк. За ужином он его и выставил, правда я пить не стал, хотя очень хотелось.


Перед триумфальным отколом ко сну, я решил бросить арбогаста. И на первом же забросе вытащил еще одного тайменя, такого же. Я сначала подумал что это таже рыба, но на первой жировой плавник уже был помечен кем то, а этот был пока цел. Итак 2 тайменя, и оба у меня. Пошел спать и сквозь сон слышал как Джей вытащил еше котого то. Утром оказалось что попался маленький таймешонок (под 2 кг) и ленок на 3 кг. 


Утро ознаменовалось снятием развешенных ночью мышей и воблеров на противолежащих кустах. Всех спасли благополучно.

Полетели дни, которые сейчас воспринимаются как один. Многочисленные изгибы речки, выскакивание из лодки, чтобы протащить ее по перекату, "токийский дрифт", исполняемый на всех этих заворотах. Красоты дикой природы, волны запахов цветущих растений. Трудящиеся начали приставать к берегам, чтобы "обловить/прокидать ямы" - начали ловиться таймени - пока не впечатляющих размеров, насколько я могу себе представить. Погода реально радовала температурами - жара стояла качественная и призрак дождя с мокрой палаткой, которым я был напуган по рассказам Джея про Шантары, почти совсем ушел прочь. Даже простое лежание на мягком надувном борту рафта под пение птиц и журчание воды на камнях было сказкой. 


Все эти речные изломы все же начали утомлять процедурой "выгребания", что один раз все же кончилось кульбитом с мокрого борта рафта задницей в речку - не определились каким концом лодки идти вперед удерживая ее на перекате. Михаил - привет!  

 

На ночлег стали останавливаться на глубоких плесах, где по нашим мнениям «ну полюбому должна быть рыба». Долгожданной рыбы все небыло, был только мелкий ленок, в количестве 4-5 штук с плеса, который яростно атаковал арбогасты. Решили более тщательно облавливать ямы именно с самого утра и результат не заставил себя долго ждать. При утреннем облове очередной ямы Джей берет 3 таймешки (под 6-7кг). Дальше больше.

 

На обеденном привале и вроде как по поводу поимки достойного экземпляра исполнялся текила-бум, видимо полюбившийся Алексею . Портки, намоченные во время кульбита просохли быстро. 


Джеем была сделана попытка связи с цивилизацией, окончившаяся практически ничем – близкие в Хабаровске по факту услышали слово «привет». На чем все и кончилось. Вообще, спутниковый телефон доступной модели произвел впечатление устройства, ждущего единственный на всю планету спутнег, который ловился большей частью по утрам.

Впрочем, кто больше забрасывает, тот больше ловит – Михаилу частота звонков позволила все же узнать результаты проходившего в то время сумасшествия под названием ЕВРО-2008 

 

Проплывая один из заломчиков, мы с Димкой увидели некий предмет, похощий на нечто живое, но кем то оставленное. Естественно этот удивительный подарок природы взяли с собой.

Экипажи на ложках стали меняться - периодически на рафте кто то отсыпался сзади, а меня стали приобщать к управлению 2-х сильным моторчегом ямаха. Стало очевидным, что вместо запланированных 270 км, придется пройти весомо больше, даже подсчитывали с Джеем коэффициент увеличения расстояния, в зависимости от частоты кривунов.  Начали ставить рекорды прохождения "за день" - видимо порой в ущерб качеству обдалбливания "ям" и прочих мест, где потенциально могли находиться "трофеи". 

Отайменились все ! Вот только трофеев пока не было. Но радовало то что чем ниже мы спускались по реке, тем чаще начал ловится таймень.

 

В одной глухой проточке увидели сохатого, кил на 300, который стоял по грудь в воде, видимо отдыхая от надоедливых паутов и мошек. Мошка, ксати, упрямо лезла в глаза.
На одном из заломов вдруг мы увидели стоящую словно постамент железную лодку. Павел рассказывал нам про нее. Лодку никто не стал забирать ибо хозяин погиб где-то под этим заломом и она безмолвным памятником стоит уже много лет на заломе.

 

"Местный нахлыстом рыбачит!?" - удивление товарищей рассеялось, когда выяснилось, что "местным" оказался участник группы благовещенских рыбаков, которых в те места забросили вертолетом. Через поворот показался мегалагерь амурчан, к которому естественно пристали. Сравнивались цифры в плане нанесенного тайменям ущерба, осматривалось имущество конкурирующей организации, из которого запомнилась "оружейная комната" со спиннингами - вообще подход благовещенцеф с постановкой на табор "часа в 4" внушал уважение.

Иногда и лодка может стать памятником лодочника.

Солнце/знакомство/жара/сало/котлеты/напиток/напиток - дружеский диалог грозил перевалить за точку "невозвращения", когда неминуемо были бы поставлены рядом палатки, и веселье продолжилось бы намного дольше, чем мы себе могли позволить. Тем не менее, радушный прием, фотографирование, истории и расспросы заняли немало времени. Наши рации принимали их канал - "счастиливого пути/прием" слышалось еще долго.

 

К моменту встречи с ребятами из клуба Амуртаймень, мы выяснили что из речки перед нами были пойманы 20 тайменей. Что ж, радовало что если мы пойдем перед ними то шансы возрастут. При прощании пообещали пройти километров 5 без рыбалки вообще, дабы оставить им немного нетронутой рыбы. Обещание сдержали.

 

Пейзажи, как и жалившие насекомые, менялись довольно резко по мне - даже можно сказать, что "на одном участке" были мошки, на другом мокрец, на втором чото еще.

 Впрочем - грех жаловаться - можно сказать, что насекомые были незаметными, если не считать их стремления залезать неприменно в глаза. Я применял OFF! только фрагментарно и то большей частью от испуга. Насекомым за доброжелательность зачот - порадовали.

 

Одного клеща, всетаки с меня снял Димон. Это в прочем не удивительно, ибо там еще и черемуха не отцвела, как раз самое клещевое время. В лес мы особо не ходили, не зачем было. Дров в изрядном количестве хватало по берегам. Да и клещи в тех местах (со слов аборигена с Ульбана) не переносят энцефалит. За много лет ни одного случая заражения этим опасным заболеванием. Даже прививки детям в школах не делают.

С середины Шевли что я что Джей не могли отделаться от впечатления плавания по морю - крупные камни, прозрачная вода и скальные берега создавали такую вот иллюзию. Начало ловицо что то покрупнее, позволяя отведывать ухи и жареных ленков. Каждый вытащенный зачотный в плане размеров экземпляр заставлял товарищей просыпаться и начинать метать свои приспособления с увеличенной частотой.

 

Неутомимый Саша (С) бросал практически все время, уходя на каждом спонтанном привале для "обдалбливания" конкретной потенциально таймененосной местности, его часто подбирали метров на 200 от места общего откола "дальше" - на мой взгляд, этим наполовину объяснялась его результативность. Вторая половина, на мой взгляд должна отойти его многолетнему стажу/опыту - глаза узнавали место в которое надо метнуть, а опыт подсказывал, что именно туда и надо  Видимо тот же многолетний опыт сподвигал его отстранять нас на время жарки пойманных и почищенных им же ленков, заварки чая (только набирая заварку горсткой в руку), изготовления хе/хё. Хе/хё, изготавливаемое им по нескольким рецептурам хвалилось всеми. Не ел в силу страха перед гельминтами.

Случившийся дождь стал единственным за все время на реке и был грозовым. Только внес оживления в наши ряды, оставил пару красивых кадров и красивейший пар/туман на речке.

 

Резиновая куртка одевалась мной в палатке практически все время что шел дождь и внутри ее непроницаемой скорлупы я намок гарантированно сильнее чем мог бы под тем дожем.

 

Вечером долго приспосабливали мясорубку и крутили котлеты из ленков, которыми неизменно занимался Алексей.

 

Последние суперямы до слияния с Удой были пройдены в ущерб метанию снастей – как мне показалось, в последствии народ об этом жалел – сказывалась нехватка времени – 26 числа самолет из Чумикана ждать не будет.

Прикинув что предстоит пройти весьма большое расстояние, мы сделали акцент на километраж, в ущерб рыбалке. В послдений день сплава по Шевли, погода изменилась. Солнце как и раньше светило, но поднялся очень сильный встречный ветер. На перекатах рафт несло в обратную течению сторону. Взяли рафт на буксир и тащили его 2-х сильной ямашкой, которая давала скорость в таких местах под 1.5-2 км/ч, но тем не менее ехала. Много очень перспективных мест пришлось пролететь в этот день, тот 30-ти километровый отрезок можно было смело разбивать на 2-3 ходовых дня. Мы же пролетели за 1. Но этот день, подарил мне тайменя на 15кг.

 

Было это так. Проходя один из заломов, Михаил попросил остановится чтобы более тщательнее его обкидать. Я чесно говоря останавливатся не хотел, но со скрипом в душе согласился и причалил лодку. Покидав минут 15 различные приманки и не поймав ничего, я предложил Михаилу продолжить сплав. Но Миша сказал что должен сделать последний бросок. И сделал. И сел ему неплохой таймень на 9кг. Минут 10 он его борол, но все таки вытащил. 


Подогретый его успехом, я зашел повыше его и метнул под залом своего Rapala Super Shadrap. Этот воблер мне подарил Игорь Ткаченко. Спасибо Игорь, твоя приманка оказалась весьма ловчей. И тут же почувствовал удар по воблеру. Рыба не долго сопротивлялась, ибо я тщательно подготовился к встрече с ней и мои снасти позволили за пару минут выдернуть ее из родной стихии. Таймень лишь чуть чуть потрещал фрикционом моего TwinPower PG. «Ага Леха ! Ну что, может поедем дальше ?» - подкалывал Миша.


Взвешивание показало 15 кг. Что ж, ловить таких рыб уже приятно, но всетаки появилась мечта вытащить монстра за 20ку. Очень хочетца почувствовать тот же вес, что не смог я взять на одной из ям реки Нимелен пару лет назад. Вот там было нечто серьезное.

 

Откачивание рыб заняло весьма ощутимое время. Мы с Мишей долго стояли держа за хвост рыб и плавно покачивая их взад-вперед. Мой таймень, ожил, начал вырываться и я отпустив его, помахал ему на прощание рукой : «До новых встреч рыбка». Мишиного тайменя откачать так и не удалось. Он вроде бы уже пошел, но через несколько минут Джей, рыбачивший ниже, нашел его перевернутым кверху брюхом и плывущим вниз по течению. Тайменя взяли на ужин.

Джей местами спортивно нервничал в связи с отсутствием конкурирующих на данный момент рыб - к тому моменту Алексей уже подержал в руках "хозяина" на 15 кг. Впрочем, он (Джей) ободрялся по факту новых достижений - видимо вызов результатов товарищей делал свое дело и он начинал бросать интенсивнее.Весомые экземпляры пополняли список и оставались на фотографиях не ему давая отчаиваться и добавляя рреально (С) видимой радости на его лицо .

 

Вечер выхода на слияние Шевли с Удой ознаменовался, наверное первым холодом и ужасным ветром, заставившим вытащить из гермика самую теплую куртку и застегнуться на все пуговицы. Павший таймень, не осиливший реанимации снабдил котлом фарша на котлеты и котлом ухи которую варили уже ночью. Запивали виски «сантори». 

 

В устье Шевли мы долго искали ту легендарную яму, где по словам Игоря Ольховского было взято сразу 3 трофейных тайменя буквально за дней 10 до сих событий, нашли ее только утром, когда прошли ниже устья метров 300, да и то случайно когда форсировали Уду. Встали табором на высокой берегу справа по ходу Шевли. Тут был изготовлен упор для моей боевой мясорубки, освобожден от шкуры и костей таймень, зачищены ленки (на Хе). Я с Жекой мололи фарш. Получилось примерно 6 кг (специально взвешивал) чистого тайменевого фарша. Котлеты я не успевал жарить – их тут же отправляли к столу под уже успевший остыть вискарик.

 

Спустя часа полтора проведенных со сковородой и шкворчащими котлетами меня сменил Жеко. Он еще наверное с час дожаривал их. Котлеты с тайменя получились чрезвычайно вкусными ! Это могут подтвердить все участники похода. Всех их я считаю компетентными в этой вопросе, тем более сам признал высокие вкусовые качества данного продукта. Вкуснее я еще не делал, даже щука отдыхает. Из ингредиентов в котлеты добавлял : филе тайменя, сало (примерно 300гр), лук (4-5 больших луковиц), примерно 1/6 булки черного хлеба, соль, перец.


Меня терзают смутные сомнения, что после этого ужина, на наших будущих сплавах все таймени будут отпущены – деликатес!

 

Утром с час прокидывали яму, что ниже устья Шевли, всем чем было – ни одного подхода ! Правда Саша с переката в эту яму вытащил 2 ленков. Погода была пасмурная. Мы зацепили веревкой рафт и заведя моторчег пошли вниз по Уде.


Несмотря на то что ловля тайменя из под мотора считаетца мало успешной, после того как я вытащил подряд 2 тайменя под 5 кил, народ начал активно прокидывать прилегающую к лодке акваторию. Везло не всем. К обеду тучи рассеялись и погода превратилась в ясную солнечную погоду. Ехать стало веселее, особенно после того как Женя изобразил коктель виски с Коко-колой.

 

На следующий день ветер стих, солнце начало печь с новой силой, вылетела масса насекомых, которые откровенно одолевали. В этот день было поймано 22 тайменя, самый крупный под 10-ку (но не более). А сколько сорвалось или было упущено по недогляду я не берусь считать, но по скромному цифру можно смело утраивать. Мы совершенно не бросали приманки на перекатах, но Саша пославший своего воблера в начало переката зацепил приличного тайменя. Получасовая борьба была увенчана половинкой River2Sea, ибо таймень тупо откусил фрагмент с крючком и ушел. После этого начали активно метать приманки всюду, не переставая ни на минуту. 


Димон посетовавший на то что ему не удобно сидеть одному на корме рафта, поменялся с Сашей местами. Видимо подумал, что у Саши место заколдованное. Спустя примерно час, Саша взял своего рекордного тайменя и рекордного тайменя сплава на 20 кг. Взял его на белую колебалку (в форме ложки) пущенную с кормы рафта троллингом

Был пойман чемпион – 20 килограммовый монстр (я больше не видал) - Саша радовался практически по-детски! Выглядел очень внушительно и по иному, чем те сыновья, что вселили в пределах 10 кг. Благополучно был избавлен от снастей отснят со всех углов и отпущен со Христом в реку. Серьезный вызов спортивным чувствам товарищей  - все принялись метать с учетверенной силой и частотой в надежде вытащить папу этого 20-килограммового зверя.

 

Вечером в поисках места для табора подошли к залому. Место классическое – перекат с ямой под залом. Проходя мимо залома 5 воблеров метнулось к нему, и у всех 5 человек повисло по тайменю. Взяли только двое. Решили остановиться чуть ниже табором и ночью побросать мышей. Меж тем я предложил Димону и Джею еще раз пройти вдоль залома и прокидать его.

 

На сливе с переката, джей не удержавшись метнул воблер, составник рапаловский белокрасной раскраски, длиной 20 см. Рывок, визг ослабленного фрикциона. И началась борьба. Мы причалили лодку к берегу и Джей спокойно вывел на берег свои 14.5 кг. Джей естественно и много радовался. Тайменя отпустили.

 

С этого момента с приманками окончательно решили не мельчить, и кидали исключительно 15-22см воблеры, и только их. Этим воблерам было присвоено кодовое название «Скот» за свой скотский вид и размер.

Трофей Jay 14,5 кг ЗАЧОТ.
Рабочее место таймешатника.
Мой боевой набор приманок.

Чем ниже мы шли тем больши и шире становилась речка. Впрочем, участились случаи, когда встречный ветер был настолько сильным, что 2-сильная ямаха практически еле вывозил процессию из 2 сцепленных лодок. Волны стали практически морскими и лодки качало довольно ощутимо – добавляло ощущения серьезности приключению  если седеть на носу, то окатывало брызгами зачотно. Но цывильная городская куртка не подвела, и сильно намокать не получалось.

 

Проходя очередной перекат Саша взял очередного тайменя кил под 5-6. Для вываживания пристали к берегу. Миша воспользовашись этим метнул своего ядовитоокрашенного воблера и взял рыбу под 8 кил. Мы стали прочесывать перекат.
Был эпизод у Джея, когда в момент приводнения его «скота» из под него выпрыгнул таймешка под 6-7 кг, полностью выписав свечку.

Животные показывали свое присутствие свежими следами на косах.

Количество бензина, сожженного в большем, чем предполагалось (видимо из-за ветра) количестве, угрожающе снижалось – была идея посетить с. Удское и попробовать купить его там. Впрочем, не доезжая совсем немного, были встречены местные, отказавшиеся обменивать топливо не денежные знаки, но с радостью согласившиеся на обмен в водочном эквиваленте.

 

Обмен был совершен, сделка обмыта, кому то из местных подарен найденный еще на этапе заброски автобусом спиннинг и воблер из коллекции Саши. Нас посвятили в «закон тайги», по которому надо хоть как-то отблагодарить благодетеля – например, поместив в его лодку хотя бы камни как символ уважухи.

 

Абориген оказался весьма специфической национальности – сместь армянина и эвенка. Манера речи меж тем мне напомнила старый еврейско/одесский говор. 

- Слушай продай бензин ?
- Э-э-э, зачем мне деньги в тайге ? Давай бутылку !
Местный рассказывали как они рыбачат и где, про австрийца который каждый год ездит сюда и ловит тайменей, про сохатых. На прощание дали юколу горбуши и рассказав где ниже искать тайменя – отчалил.

Вытягивая на берег лодку перевернули (скорее по моей вине) Алексея, сидевшего на корме (Алексей – прости! ) Алексей, облаченный во все непроницаемые одежды сильно не намок и воспринял этот невольный прикол очень спокойно – сам я бы наверно трындел в такой ситуации еще дня 2 . Удское, находившееся в стороне от речки сразу же было отметено, как объект для посещения и мы поплыли без остановок. Снова встречался ветер с волнами на широких участках, но теперь бенза никто особо не жалел  Мой психический задел в плане «помочь держать лодку на курсе» снова был пресечен Дмитрием (Дима – я хотел как лучше )


Где то на этом этапе открыли для себя семечки, которых было закуплено немало – вся команда периодически подносила руки к губам и сплевывала на протяжении нескольких дней, считая с этого 

В устье секретной речки (которую и указывали аборигены) у Джея на его «скота» село что-то весомое. Но видно не удачно схватило, пара минут продолжилась борьба. Воблер вылетел из воды оставивь часть чешуек на некоторых крючках. Не повезло чуть чуть.

Следующая ночевка – еще одно бойскаутское открытие – Алексей посредством бензопилы изготовил из еловой чурки печку – диаметральные пропилы – поджигать в середине. Горит как конфорка газовой плиты, сгорает компактно по форме чурки, регулируется притушиванием отдельных участков, пригодна для сковородки/чайника. 


Дальше особо громадных тайменей воде как никто не вытаскивал, только в районе слияния с Маей Дмитрий вытащил кабана килограмм на 11 (на RAPALA SLIVER 22cm).

 

Место было реально счастливым – так как именно там мы зазнакомились с бывшим директором чумиканского аэропорта, сыгравшего особо положительную роль в нашем чумиканском анабасисе. 

Александр Курган развлекал рыбалкой заезжего банкира, приехавшего для ликвидации филиала (если правильно помню), а на его участке у Саши сел очередной 12 килограмовик. Вытащили, взвесили, сфотались отпустили. Подъехал Александр на лодке, договорились, что наш откид с речки будет сопровождаться перевозом до Чумикана (там километров 10) на его грузовичке Митсубиси. Через 2 дня.

 

Дальше мы откровенно расслабились и решили провести время прикончиф запасы спиртного, чтобы не вести в Хабаровск. Стали делать заплывы вокруг лодки прямо посреди Уды, орать песни, акомпанимируя на весле, и под это дело незаметно прошли 20км.

 

Было весело. Вот только я по ошибке заправил свою Хускварну водкой, этих 800грамм впоследствии всем не хватило. Утром я взял последнего таймешонка на прижиме, свернул спиннинг и больше не рыбачил.

 

Последняя ночь на речке, ожидание грузовичка Митсубиси (приедет/не приедет). Один из последних бесчисленных закидов шмурдяка в кузов. Заезжаем прямо на территорию аэропорта с текстом «открывайте ворота». Мы с Джеем остаемся перевесить вещи (предполагается афигительный перевес), раскинуть палатки. Остальные на грузовичке откалываются в Чумикан затарится напитком и чем то цивильновкусным.

Вечер проходит за легким и веселым убиранием напитка и вспоминанием общих знакомых по Шантарам и окрестным местам – выясняется масса общих знакомых и слушается куча историй. Вечер заканчивается в компании директрисы аэропорта, которая предпочла ананасы напитку и настояла на запрете костра вблизи взлетной полосы.


Вечер проходит за легким и веселым убиранием напитка и вспоминанием общих знакомых по Шантарам и окрестным местам – выясняется масса общих знакомых и слушается куча историй. Вечер заканчивается в компании директрисы аэропорта, которая предпочла ананасы напитку и настояла на запрете костра вблизи взлетной полосы. 

 

Был совершен выезд в баню Александра, которая полноправно может называться пароконвектоматом. 

Будучи натопленной предварительно имела думаю 200 градусов, заведомо хватающих для коагуляции белка. На мое счастье на камни попали листья с веника – выгоняя дым температура была снижена до разумных пределов и меня избили веником в условиях совместимых с жизнью – до проветривания даже стойкий и адаптированный Джей пытался уйти от десницы Кургана 

Из бани Андреич доставил распаренных хабаровчан в аэропорт на ночевку, предварительно сняв в сарае пару вязанок корюшки вяленой. Сущая вкуснятина ! 

Следующий день не внушал никаких надежд и все ближайшие сопки были по-прежнему затянуты низкой облачностью – настроения это не повышало, но позволило совершить пеший поход до Чумикана, до которого от аэропорта идти километров 5.

 

Прогулялись до моря – посмотрели пейзаж, которому позавидуем декаданс халф-лайфа. Ржавые корабли на песке, безжизненные портовые краны, обилие ржавой техники и просто каких то железных механизмов. Впрочем, морем пахло, водоросли присутствовали. На море был отлив – я развлекся бросанием булыжников в жидкую чачу.

 

Закупив хлебушка рублей на 500 (булка стоит 54 рубля) и всего первонеобходимого  отправились обратно в аэропорт. «Накопитель» стал уже почти родным, собака на входе жутко похожая на медведя все также стояла на выходе в ожидании жратвы. Собака ела корюшку и не побрезговала даже острым дошираком, не смотря на свою упитанность. Развлекались игрой в карты.

 

Мне всетаки не показалось напрасным этот лишний день сидения в аэропорту, ибо представилась хорошая возможность побродить с фотоаппаратом по поселку, более детальнее познакомившись с местным бытом. Поселок довольно крупный, имеет 1200 жителей. Не смотря на то что квартиры и дома стоят здесь в среднем от 350 000 – 450 000р, есть окровенно брошенные дома.

 

Много валяется металла, даже через чур много. Видно что никто им тут не занимается.

 

Лица женской половины населения весьма разнообразны – от обычных славянских до «нереальноинопланетных». Одно лицо мне напомнило фильм Стивена Спилберга «Инопланетянин», настолько поразительным было сходство. Жаль фотографировать было откровенно не ловко, хотя рука уже нащупала кнопку спуска на моем Canon Цены действительно впечатлили : 
водка Русский лед – 200р/0.5;
хлеб – 54 руб
пиво ДВ (ацтой полный, но другого нет) - 125руб/1.5литра
Спросил с чего живет население поселка : «В основном рыбой и икрой, у нас ее прямо пилоты вертолетов принимают по 600р/кг, а рыбы у нас тут красной заходит очень много. Часто по один замет невода по 1-2 тонны берут!».

 

К вечеру стало как-то прояснятся – стало видно все окрестные сопки, работники малой авиации выходили постоять на полосе – настроение стало подниматься от ощущения что «должно что-то произойти». После долгих переминаний, беготни по полосе, походов по комнатам и т.п. суеты была услышана фраза «в Удском хорошая погода». Ага! Наши с Джеем нарочито громкие фразы «Женя – посмотри какая прекрасная погода! Наверняка летная!» - «Да-да Жека – определенно летная!» картинно отвергались директрисой с текстом «Никуда вы сегодня у меня не полетите!» Но ощущения готовности всего к полету уже не проходило.

 

Перед вылетом домой.
Перед вылетом домой.

Несмотря на картинное отрицание директрисы, летная погода все же состоялась и фраза «С Полины самолет уже летит» сразу дала понять, что сегодня все и кончится.


Кадры посадки Ан-28 заснять не удалось даже при том, что их село сразу 2 – один за другим – они вываливались неоткуда как «Каталина» из за облаков у Пикуля, с той разницей, что Ан-28 делает это очень легко 
Самолетики выкинули приехавших – среди них был немец (буржуев сразу видно) , приехавший на рыбалку. Немец был опрошен, показал фотографии выловленных им монтсров, спел «Оле-Оле!» при упоминании о футбольном сумасшествии. Задарил «воблэ» и отчалил на встречавшем «террано».


Проходящий пилот взбодрил директрису требованием загружать немедля всех пассажиров – видимо снова ночевать в Полине ему тоже не хотелось. «Мы были первыми» и стремительно совершили предпоследний из бесчисленных заброс шмурдяка в самолет. Теперь немого наивными кажутся фразы «Ружья сдадите пилотам».

 

Короткий разбег и взлет под крутым углом – прыжок до Полины был не долгим. Сверху видны речки перерытые старателями и извилины речек – это мы уже видели. Посадка в Полине запомнилась отрезвляющей фразой одного из пилотов «Молодец Михалыч – ведь еле выправил!» и похвалой перелетавшего с нами же пилота, который видать профессионально оценил сложность ситуации из корой мы видимо вышли.

Афтограф Чумикану на память он нас.

Детские впечатления - когда летишь на самолете, с большой высоты видно какие то дороги на зеленом фоне, который в свою очередь находится непонятно где и думаешь про то, что никогда на них не проедешь, да и вообще люди там жить не должны по большому счету. Видимо, удалось на таких побывать и может кто задумался о чем то похожем пролетая над нами самолете

Ночной Хабаровск по красоте вида ничем не уступил ночному же Портленду – на посадку заходили практически над храмом на пл. Славы. Последний из бесчисленных перенос шмурдяка. Встречающие/объятия/рукопожатия/непривычное ощущение постели с бельем.

Всем спасибо за компанию!


Итоги похода :

Тайменей поймано 73 штуки (от 5кг), мелких мы просто не считали.
Максимальный таймень сплава был у Саши – 20кг
У меня – 15кг
У Джея 14.5кг
У Димона 11кг
У Миши 9кг


Лично мне Шевли не понравилась, возможно потому что было мало воды, но даже представляя ее в нормальную воду возвращатца туда мне не хочется. Хотя кто знает, вдруг снова потянет взглянуть на «ворота Шевли» 
Из-за карабина серии Lucky John (покупал в CАФАРИ ФИШ) на 25кг, был потерян мой любимый воблер МАТО (за 1300рубчиков, жабу так и не удалось задушить !), тупо расстегнулась застежка. А вот тот что на 60кг – оказался вполне надежным. Пришло понимание какие должны быть карабины.

Статья написана Мультом и Жекой Эстриным

Поход  по рекам ШЕВЛИ-УДА 2007 год

  ИП Котик Д.А. ИНН272422188900

  Наши телефоны : 8 909 800 800 1 

                                8 924 222 44 33 

                                8 962 501 58 03

  e-mail:  0603-1974@mail.ru

  • YouTube Social  Icon
  • Facebook Social Icon

Все права защищены © 2016  Дальневосточные путешествия.

Сайс создан студией SHOKS www.studio-shoks.ru